Главная страница » Новости » «Архитектура света»: Михаил Разумовский о проекте свечного завода в Коломне

«Архитектура света»: Михаил Разумовский о проекте свечного завода в Коломне
На прошедшем Международном садово-книжном фестивале «Яблоки в Коломне» Фонд друзей Коломны представил новый масштабный проект Свечного завода братьев Сурановых в историческом центре города. Автор архитектурной концепции — Михаил Разумовский, со-основатель и управляющий партнер архитектурного бюро «Апрель», специализирующегося на работе в исторической среде. Мы поговорили с ним о том, какие задачи стоят перед бюро, почему проект оказался необычно сложным и что в нём важнее — наследие или инновация.
— Перед нами объект, расположенный в городской усадьбе купцов Сурановых. Формально это хозяйственные постройки XIX века, но каждая из них включена в реестр как объект культурного наследия. Помимо этого мы также имеем дело с восстановлением / регенерацией утраченной части общего ансамбля. В итоге, чтобы реализовать проект, мы должны вести работу по четырём параллельным трекам: реставрация трёх зданий и регенерация утраченного объема. Для площади в 400 квадратных метров это крайне высокий уровень технологической и нормативной сложности.
— О чём идёт речь, когда вы говорите о «регенерации»?
— В 1930-е годы часть хозяйственных построек была снесена. Архивные исследования позволили восстановить их местоположение и параметры. Мы возвращаем этот объём в исторических границах, чтобы восстановить целостность усадебного ансамбля. При этом это не просто «декорация»: новая часть будет выполнять современные функции — от инженерных помещений до общественных пространств.
— Какие технические решения вы используете, чтобы совместить исторический характер и современные потребности?
— Для нас принципиально важно, чтобы посетитель ощущал атмосферу конца XIX века. Поэтому современная инженерная инфраструктура полностью скрыта: вентиляция, отопление, водоснабжение интегрированы так, чтобы они никак не нарушали визуальное восприятие и атмосферу. Деревянные конструкции восстанавливаются по традиционным технологиям — рубка ведётся сейчас в Вологодской области. Одновременно с этим мы создаём подвал под новым объёмом, объемом регенерации — это позволит аккуратно разместить технические, инженерные узлы, не перегружая исторические здания, без негативного влияния на предмет охраны.
— А что касается архитектурного образа? Вы называете проект «сценографическим».
— Да, здесь мы сознательно работаем с темой театра и света. Ведь речь идёт о свечном производстве, а значит — о культуре света, освещения. Пространства завода будут организованы так, чтобы посетитель видел не только производство, но и разные «сцены», где раскрывается роль свечи в быту и культуре. Например, кафе при свечах — это способ прочувствовать, как меняется восприятие лица или интерьера при таком освещении. В другом блоке появится павильон «волшебного фонаря» — прообраза кино. Всё это мы рассматриваем как архитектуру впечатлений.
— Можно сказать, что завод станет частью городской экономики?
— Совершенно верно. Здесь будет открытое музейное производство, магазин-лавка, мастерские, ресторан. То есть это не просто сохранение наследия, но и создание нового культурного и туристического кластера. Для нас важно, чтобы объект жил..
— Когда можно ожидать реализации?
— Всё зависит от темпов согласований и финансирования. Идеальный горизонт — 2027 год, юбилей Коломны. Но часть функций мы планируем запустить раньше, в 2026-м, чтобы показать промежуточный результат.
— В чём лично для вас ценность этого проекта?
— В том, что это редкий случай, когда утилитарная хозяйственная постройка становится драйвером новой культурной жизни. Такие здания никогда не задумывались как «архитектура ради архитектуры», но в них сегодня мы находим уникальный ресурс для создания впечатлений, для переосмысления истории. И свечной завод в Коломне — яркий пример такого подхода.